Суббота, 01.02.2025, 09:41

Приветствую Вас Гость | RSS

     

15. Параметры социальной мобильности

Совокупность социальных перемещений людей в обществе, т. е. изменений своего статуса, называется социальной мобильностью. Эта тема интересовала человечество с давних пор. Человеческая история складывается не столько из индивидуальных су­деб, сколько из движения больших социальных групп. На смену земельной аристократии приходит финансовая буржуазия, малоквалифицированные профессии вытесняются из современного производства представителями так называемых белых воротничков – инженерами, программистами, операторами роботизированных комплексов. Войны и революции перекраивали социальную структуру общества, поднимая на вершину пирамиды одних и опуская других. Подобные изменения произошли в российском обществе после Октябрьской революции 1917 г. Происходят они и сегодня, когда на смену партийной элите приходит бизнес-элита.

Социальная мобильность измеряется при помощи двух главных показателей.

Дистанция мобильности – это количество ступенек, на которые удалось подняться или пришлось спуститься индивидам. Нормальной дистанцией считается перемещение на одну-две ступени вверх или вниз. Большинство социальных перемещений происходит именно так. Ненормальная дистанция – неожиданный взлет на вершину социальной лестницы или падение к ее основанию.

Под объемом мобильности понимается число индивидов, которые переместились по социальной лестнице в вертикальном направлении за определенный промежуток времени. Если объем исчисляется количеством переместившихся индивидов, то он называется абсолютным, а если отношением этого количества ко всему населению, то относительным и указывается в процентах.

Совокупный объем, или масштаб мобильности, определяет количество перемещений по всем стратам вместе, а дифференцированный – по отдельным стратам, слоям, классам. Тот факт, что в индустриальном обществе 2/3 населения мобильны, относится к совокупному объему, а 37% детей рабочих, ставших служащими, к дифференцированному.

Масштаб социальной мобильности определяется как процентная доля тех, кто сменил, в сравнении с отцами, свой социальный статус. Когда Венгрия была капиталистической, т. е. в 30-е гг., масштаб мобильности равнялся 50%. В социалистической Венгрии (60-е гг.) он вырос до 64%, а в 1983 г. до 72%. В результате социалистических преобразований венгерское общество стало та­ким же открытым, как и развитые капиталистические страны.

С полным основанием этот вывод применим к СССР. Западноевропейские и американские ученые, проводившие сравнительные исследования, установили, что в восточноевропейских странах мобильность выше, чем в развитых капиталистических странах.

Изменение мобильности по отдельным слоям описывается двумя показателями. Первый – это коэффициент мобильности выхода из социального слоя. Он свидетельствует, например, о том, сколько сыновей квалифицированных рабочих стали интеллигентами или крестьянами. Второй – коэффициент мобильности входа в социальный слой, он свидетельствует о том, из каких слоев пополняется, например, слой интеллигентов. Он обнаруживает социальное происхождение людей.

Детерминанты мобильности

 Степень мобильности в обществе определяется двумя факторами: общей суммой мобильности в обществе и условиями, которые позволяют людям перемещаться.

Сумма мобильности, которая характеризует данное общество, зависит от числа различных статусов, существующих в нем. Чем больше статусов, тем больше у человека возможности переместиться из одного статуса в другой. В традиционном обществе выбор был невелик: дворянин, землевладелец, духовное лицо – вот и все разнообразие социальных позиций. Передвигаться снизу вверх было сложно еще и потому, что существовали жесткие социальные перегородки. Если старший сын наследовал имущество и высокий титул своего отца, то младшим сыновьям приходилось ис­кать удачу где-то на стороне, например на военной службе или в должности священника. Если имущество отца поровну делилось между сыновьями, каждый из них, получив небольшое наследство, автоматически понижал свой статус в сравнении с отцом. В традиционном обществе число высокостатусных позиций оставалось приблизительно постоянным, поэтому наблюдалась умеренная нисходящая мобильность отпрысков из высокостатусных семей. Для феодального общества характерно очень малое количество вакансий на высокие должности для тех, кто обладал низким статусом. Некоторые социологи считают, что, вероятнее всего, здесь не было восходящей мобильности.

Индустриальное общество расширило диапазон мобильности. Для него характерно гораздо большее количество различных статусов. Решающим фактором социальной мобильности стал уровень развития экономики. В период экономической депрессии количество высокостатусных позиций сокращается, а низкостатусных расширяется, поэтому доминирующей тенденцией является нисходящая мобильность. Она усиливалась в те моменты, как люди теряли свою работу и новые слои выходили на рынок труда. Тех занятий, на которые они рассчитывали благодаря своему происхождению и образованию, они не могли получить. Напротив, в быстро расширяющейся экономике то и дело возникает множество новых высокостатусных позиций. Экономический спрос на работников, которые должны заполнить их, служит основной причиной восходящей мобильности. Историческая тенденция развития индустриального общества заключается в том, что в нем одновременно увеличивают­ся богатства и число высокостатусных позиций, а это в свою очередь ведет к росту численности среднего класса, ряды которого пополняют выходцы из низших страт.

Второй фактор, влияющий на социальную мобильность – исторический тип стратификации. Сословное и кастовое общества ограничивали социальную мобильность. Они накладывали серь­езные ограничения на любое изменение статуса. Такие общества называются закрытыми. Если большинство статусов в обществе являются приписываемыми, или предписанными, то уровень мобильности, вероятнее всего, будет намного ниже, чем в обществе, строящемся на индивидуальном достижении. В доиндустриальном обществе восходящая мобильность была невелика, так как юридические законы и традиции практически закрывали крестьянам доступ в сословие землевладельцев. Известна средневековая поговорка: «Однажды крестьянин - навсегда крестьянин». В ин­дустриальном обществе, которое социологи относят к типу открытых обществ, прежде всего ценятся индивидуальные достоинства и достигаемый статус. В таком обществе уровень социальной мобильности довольно высок.

Наблюдается поразительная особенность в поведении людей: чем шире возможности для продвижения наверх, тем они сильнее верят в доступность каналов вертикальной мобильности, а чем больше они в это верят, тем сильнее стремятся продвинуться, следовательно, тем выше уровень социальной мобильности. И наоборот, в сословном обществе люди не верят в возможность выдвинуться, если нет богатства, родословной или покровительства. монарха. В Англии сильны сословные пережитки. В 1986 г. институт Гэллапа провел сравнительное исследование двух стран: 45% англичан заявили, что главный способ продвинуться в жизни -наследование богатства и статуса родителей; напротив, 43% американцев сочли единственным путем к достижению успеха «тяжелую работу и собственные усилия». Рядовой американец с детства нацелен на то, что свою судьбу он должен делать собственными руками.

При изучении социальной мобильности социологи обращают внимание на следующие моменты:

   число и размер классов и статусных групп;

   объем мобильности индивидов и семей из одной группы в другую;

   степень разграничения социальных страт по типам поведения (стилю жизни) и уровню классового самосознания;

    вид или размер собственности, которой владеет человек, род занятий, а также ценности, которые определяют тот или иной ста­тус;

   распределение власти между классами и статусными группа­ми.

Из перечисленных критериев особенно важны два: объем (или сумма) мобильности и разграничение статусных групп. Они используются для того, чтобы можно было отличить один тип стратификации от другого. В США и СССР, как и в большинстве дру­гих индустриальных обществ, существовала открытая структура: статус был основан на достижении и движении вверх-вниз по соци­альной лестнице. Такие перемещения происходят достаточно часто. Напротив, в Индии и большинстве традиционных обществ система стратификации закрытая: в большинстве своем статус здесь припи­сываемый, а индивидуальная мобильность ограничена.

Движение вверх происходит главным образом благодаря образованию, богатству или членству в политической партии. Образование играет важную роль не только при получении индивидом более высокого дохода или более престижной профессии. Уровень образования - один из отличительных знаков принадлежности к более высокому классу. Богатство служит отличительным знаком статуса в высшем классе. Американское общество представляет собой стратифицированную систему с открытыми классами. Хотя оно не является бесклассовым обществом, в нем сохраняется дифференциация людей по социальному статусу. Это общество открытых классов в том смысле, что человек не остается всю жизнь в том классе, в каком он был рожден. Обратимся к конкретным видам и типам мобильности.

Классификация социальной мобильности

 Между восхождением и нисхождением существует известная асимметрия: все хотят подниматься и никто не хочет спускаться по социальной лестнице. Как правило, восхождение – явление добровольное, а нисхождение – принудительное. Исследования по­казывают, что обладатели высших статусов предпочитают для себя и своих детей высокие позиции, но и обладатели низких для себя и своих детей желают того же самого. Так вот и получается в человеческом обществе: все стремятся наверх и никто - вниз.

Существуют два основных вида социальной мобильности – межпоколенная и внутрипоколенная  и два основных типа – вертикальная и горизонтальная.

Они, в свою очередь, распадаются на подвиды и подтипы, которые тесно связаны друг с другом.

   Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители. Пример: сын шахтера становится инженером. Межпоколенная мобильность – это изменение положения сыновей относительно их отцов. Например, сын водопроводчика становится президентом корпорации, или наоборот. Межпоколенная мобильность является самой важной формой социальной мобильности. Ее масштаб сообщает о том, до какой степени в данном обществе неравенство переходит от одного поколения к другому. Если межпоколенная мобильность невелика, то это означает, что в данном обществе неравенство пустило глубокие корни, а шансы человека изменить свою судьбу зависят не от него самого, а предопределены рождением. В случае значительной межпоколенной мобильности люди достигают нового статуса благодаря собственным усилиям независимо от обстоятельств, сопровождавших их рождение.

   Внутрипоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид, вне сравнения с отцом, на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Иначе она называется социальной карьерой. Пример: токарь становится инженером, а за­тем начальником цеха, директором завода, министром машиностроительной отрасли.

Первый вид мобильности относится к долговременным, а второй – к кратковременным процессам. В первом случае социологов больше интересует межклассовая мобильность, а во втором - перемещение из сферы физического труда в сферу умственного.

   Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из од­ной страты (сословия, класса, касты) в другую.

В зависимости от направления перемещения существуют восходящая мобильность (социальный подъем, движение вверх) и нисходящая мобильность (социальный спуск, движение вниз).

Повышение в должности – пример восходящей мобильности, увольнение, разжалование – пример нисходящей. Вертикальная мобильность – изменение человеком в течение жизни высокого статуса на низкий, или наоборот. Перемещение человека со статуса водопроводчика на должность президента корпорации, как и обратное движение, служит примером вертикальной мобильности.

   Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Примером служат перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую. Подобные движения происходят без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении. Горизонтальная мобильность подразумевает изменение человеком на протяжении своей жизни одного статуса на другой, которые являются приблизительно эквивалентными. Скажем, он был сначала водопроводчиком, а затем стал плотником.

Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность. Она подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Примером выступает международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно, переход с одного предприятия на другое.

Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию. Если деревенский житель приехал в город, чтобы навестить родственников, то это географическая мобильность. Если же он переселился в город на постоянное место жительства и нашел здесь работу, то это уже миграция. Он поменял профессию.

Можно предложить классификацию социальной мобильности по иным критериям. Так, например, различают индивидуальную мобильность, когда перемещение вниз, вверх или по горизонтали происходит у каждого человека независимо от других, и групповую мобильность, когда перемещения происходят коллективно, к примеру, после социальной революции старый класс уступает господствующие позиции новому классу.

Групповая мобильность происходит там и тогда, где и когда повышается или понижается общественная значимость целого класса, сословия, касты, ранга, категории. Октябрьская революция привела к возвышению большевиков, прежде не имевших признанного высокого положения. Брахманы стали высшей кастой в результате длительной и упорной борьбы, а раньше они находились наравне с кшатриями. В Древней Греции после принятия конституции большинство людей были освобождены от рабства и поднялись по социальной лестнице, а многие их прежние хозяева опустились.

Переход от наследственной аристократии к плутократии (аристократии на принципах богатства) имел те же последствия. В 212 г. н. э. почти все население Римской империи получило статус римского гражданства. Благодаря этому огромные массы людей, ранее считавшихся неполноправными, повысили социальный статус. Нашествие варваров (гуннов, лобардов, готов) нарушило социальную стратификацию Римской империи: один за другим исчезали старые аристократические роды, а им на смену приходили новые. Чужестранцы основывали новые династии и новую знать.

Как показал на огромном историческом материале П. Сорокин, причинами групповой мобильности служили следующие факторы:

- социальные революции;

- иностранные интервенции, нашествия;

- межгосударственные войны;

- гражданские войны;

- военные перевороты;

- смена политических режимов;

- замена старой конституции новой;

- крестьянские восстания;

- междоусобная борьба аристократических родов;

- создание империи.

Групповая мобильность имеет место там, где происходит изменение самой системы стратификации.

К факторам индивидуальной мобильности, т. е. причинам, позволяющим одному человеку достичь больших успехов, чем другому, социологи относят:

- социальный статус семьи;

- уровень полученного образования;

- национальность;

- физические и умственные способности, внешние данные;

- получение воспитания;

- место жительства;

- выгодный брак.

 Индивидуальная и групповая мобильность определенным образом связаны с приписываемым и достигаемым статусами.

Таковы главные виды, типы и формы социальной мобильности. Кроме них иногда выделяют организованную мобильность, когда перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали управляется государством:

а) с согласия самих людей,

б) без их согласия.

К добровольной организованной мобильности следует отнести так называемый социалистический оргнабор, общественные призывы на комсомольские стройки и т. п. К недобровольной организованной мобильности можно отнести репатриацию (переселение) малых народов и раскулачивание в годы сталинизма.

От организованной мобильности надо отличать структурную мобильность. Она вызвана изменениями в структуре народного хозяйства и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов. Скажем, исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещениям больших масс людей. В 50-70-е гг. в СССР проводилось сокращение малых деревень и их ук­рупнение.

 Главные и неглавные виды (типы, формы) мобильности различаются так.

 Главные виды характеризуют все или большинство обществ в любую историческую эпоху. Разумеется, интенсивность или объем мобильности не везде одинаковы.

Неглавные виды мобильности присущи одним типам общества и не присущи другим.

 Главные и неглавные виды мобильности существуют в трех основных сферах общества - экономической, политической, профессиональной. Мобильности практически не происходит (за редким исключением) в демографической сфере и достаточно ограничена в религиозной сфере. Действительно, мигрировать из мужчины в женщину невозможно, а перемещение из детского возраста в юношеский не относится к мобильности. Добровольное и насиль­ственное изменение религии в человеческой истории происходило неоднократно. Достаточно вспомнить крещение Руси, обращение в христианскую веру индейцев после открытия Колумбом Америки. Однако такие события происходят редко. Они представляют интерес скорее для историков, нежели для социологов.

 

Каналы вертикальной мобильности

Самое полное описание каналов вертикальной мобильности дано П. Сорокиным, только он называет их каналами вертикальной циркуляции. П. Сорокин считает, что поскольку вертикальная мобильность в той или иной степени существует в любом обществе, даже в первобытном, между стратами нет непроходимых границ. Между ними существуют различные «отверстия», «лифты», «мембраны», по которым индивиды перемеща­ются вверх и вниз.

Особый интерес представляют социальные институты – армия, церковь, школа, семья, собственность, которые используются в качестве каналов социальной циркуляции.

Армия функционирует в качестве канала в военное время. Крупные потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий из более низких чинов. Солдаты продвигаются благодаря таланту и храбрости. Повысившись в звании, они используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатства. У них появляется возможность захватывать трофеи, брать контрибуции, уводить рабов, окружать себя помпезными церемониями, титулами, передавать свою власть по наследству.

Церковь как канал социальной циркуляции переместила большое число людей с низов до вершин общества. Помимо восходящего движения церковь была каналом нисходящего движения. Тысячи еретиков, язычников, врагов церкви были отданы под суд, разорены и уничтожены. Среди них было немало королей, герцогов, князей, лордов, аристократов и дворян высоких рангов.

Школа. Институты образования и воспитания, какую бы конкретную форму они ни приобретали, во все века служили мощным каналом социальной циркуляции.

Семья и брак становятся каналами вертикальной циркуляции в том случае, если в союз вступают представители разных социальных статусов. В европейском обществе распространенным был брак бедного, но титулованного партнера с богатым, но не знатным. В результате оба продвигались по социальной лестнице, получив то, что каждый хотел.

Пример нисходящей мобильности мы находим в античности. По римскому закону свободная женщина, вышедшая замуж за раба, сама становилась рабыней и теряла статус свободного гражданина.

Даже примитивные общества были заинтересованы в том, чтобы ими управляли самые одаренные. Но как обнаружить врожденные таланты, если нет специальных методов и техники? Древние нашли очень простой способ. Путем эмпирического наблюдения они установили, что у умных родителей чаще рождаются умные дети, и наоборот. Тезис о наследовании качеств родителей прочно утвердился в сознании наших предков. Именно он лежит в основе запрета межкастовых браков. Чем ниже социальное положение, тем меньше Добродетелей имеют родители и наследуют их дети. И наоборот. Так постепенно возник институт наследования социального статуса родителей детьми: рожденный в семье с высоким социальным рангом заслуживает также высокого ранга.

Семья превратилась в главный механизм социального отбора, определения и наследования социального статуса. Происхождение из знатной семьи гарантирует хорошую наследственность и достойное образование вовсе не автоматически. Родители заботились о наилучшем воспитании детей, это стало обязательной нормой для аристократии. В бедных семьях родители не могли дать подобаю­щего образования и воспитания. Их могли дать знатные семьи. Из них рекрутировалась управленческая элита. Семья стала одним из институтов распределения членов общества по стратам.

Древние общества в большей мере заботились о стабильности семьи, ибо она для них была одновременно и школой, и центром профессиональной Подготовки, и производственным объединени­ем, и многим другим. Когда семья стала терять свое значение, ореол святости, браки легко распадались, а разводы превратились в повседневное событие, обществу пришлось брать на себя все эти функции. Возникли школы вне семьи, производство вне семьи, обслуживание вне семьи.

Дети остаются в семье только пока они несовершеннолетние. Фактически же они растут вне семьи. Утратилось значение чистоты крови, унаследованных качеств. Людей все больше начинают оценивать не по их семейному происхождению, а по личным качествам.