Суббота, 01.02.2025, 06:52

Приветствую Вас Гость | RSS

     

14. СОЦИАЛЬНА МОБИЛЬНОСТЬ  

Составной частью теории стратификации П.Сорокина является теория мобильности.

Под социальной мобильностью понимают любой переход индивида или социальной группы с одной социальной позиции до другой.

Различают два вида  (межпоколенная и внутрипоколенная) и 2 типа мобильности — горизонтальную и вертикальную.

Мижпоколинна мобильность предусматривает, что деть достигают высшей социальной позиции, или опускаются на низшую ступеньку чем их родители (сын шахтера становится инженером). Это важнейшая форма социальной мобильности. Если она незначительна, то это значит, что в данном обществе неравенство имеет глубокий корень, а шансы человека изменить свою судьбу зависят не от него, а віизначені от роду.

Внутрипоколинна мобильность предусматривает, что один и тот же индивид без сравнения с отцом в течение жизни несколько раз изменяет социальную позицию (пример: токарь – інженер–начальник цеху – директор завода – министр машиностроения)

Горизонтальная — перемещение без заметного изменения статуса (например, с одной отрасли до другой на той же должности).

Вертикальная — с изменением статуса (например, когда человек делает карьеру и продвигается кверху ступеньками социальной иерархии).

В зависимости от того, передвигается в обществе отдельный индивид или целая группа, есть мобильность индивидуальная и групповая. Последний тип мобильности более присущ нестабильным, переходным обществам, к которым теперь принадлежит и наше. Например, профессии военнослужащего, научного работника, инженера, учителя во времена СССР были более престижны, чем работника банка, бухгалтера, охранника или священослужителя. Теперь ситуация изменилась на диаметрально противоположную. Большевики в России в ходе Октябрьской революции также поднялись к статусу, который раньше имела лишь царская аристократия, а представители эксплуататорских классов оказались в низших слоях общества. Даже их деть были лишены в СССР права получить высшее образование (в отличие от представителей рабоче-крестьянских слоев).

Когда переход человека с одного социального статуса до другого усложнен, такой тип общества называют закрытым и, напротив, если мобильность высока, общество является открытым (классический пример закрытого общества — кастовое общество Индии. Невзирая на юридическую отмену кастового деления, черты закрытого общества до сих пор фактически сохраняются). Одна из характерных черт демократических обществ — высокая интенсивность вертикальной мобильности. Здесь, по крайней мере формально, социальное положение индивида не определяется его происхождением.

Хоть абсолютно неподвижных обществ, вероятно, никогда не было, как и абсолютно мобильных, но разница между ними большая. Например, в Индом к политической или экономической элите лишь единицам удалось пробиться из низших прослоек. А в США среди современных известных деятелей в отрасли промышленности и финансов около 20 процентов начинали путь к успеху бедняками, 28 процентов были людьми среднего достатка. Приблизительно половина президентов США является выходцами из семей бедных и среднего достатка.

В истории одних и тех же обществ наблюдаются периоды изменения степени мобильности, ее разной интенсивности, определена флуктуация.

Перемещения людей в иерархии общества осуществляются за разными каналами. Важнейшими из них являются такие социальные институции: армия, церковь, школа, политические, экономические и профессиональные организации. Каждая из них имела разное значение в разных обществах и в разные периоды истории.

В Давнем Риме наибольшие возможности достичь высот социального положения предоставляла армия. Из 92 римских императоров 36 достигли общественных высот (начиная с низших слоев) благодаря службе в армии; из 65 византийских императоров 12. Многие средневековые разбойники, крепостные, простой люд стали таким способом самый дворянами, баронами, герцогами.

Церковь также переместила большое количество простых людей на верхушки социальной лестницы. Из 144 римских пап 28 было низкого происхождения, 27 — из средних классов (не говоря уже о кардиналах, епископах, аббатів). В то же время церковь сбросила также большое количество королей, герцогов, князей.

Школа. Во все возрасты образование и воспитание были каналом социальной циркуляции, хоть действовал этот канал по-разному. Например, в Китае это был основной канал, открытый для всех слоев; в Индом — только для высших каст. В Китае даже сын императора, неспособный должным образом выполнять требования школы, переводился к разряду простых людей, и, напротив, простолюдин благодаря школе мог достичь высот.

В Индом для того, чтобы стать деятелем высокого ранга внутри высшей касты, ученику нужно было продемонстрировать такие физические, умственные и моральные качества, что это удавалось единицам. Курс учебы длился 12—40 лет. И на протяжении этого периода ученик должен был подражать учителю во всем, если только он не толкал его на преступление. Он не имел право возразить ему, должен был обнаруживать о нем беспокойство, кормить его, есть только после него, вкладывать учителя в кровать, помыв и вытерев ему ноги. Самому же ученику позволялось ложиться спать, получив на это разрешение учителя. Разговаривал он с учителем, стоя. Ученик должен был идти, если учитель идет, бежать, если тот бежит. Ученику нельзя было смотреть на солнце. Нельзя было потреблять мясо и мед. Запрещалось пользоваться парфюмериями, украшать себя, спать днем, пользоваться зонтиком, обувью, экипажем. Следовало избегать злобы, жадности, говорливости, игры на музыкальных инструментах, купание для удовольствия, не петь, не танцевать, не заглядываться на женщин, не играть в азартные игры, не брать то, что ему не предлагают, не причинять вред живым существам, не произносить грубые слова, говорить только правду и тому подобное. Именно благодаря этому брахманы значительно превосходили средний интеллектуальный и моральный уровень общества и пользовались огромным влиянием.

В современном западном обществе образование также (и не только ее наличие, а прежде всего качество) является тем "лифтом", который поднимает человека в обществе. В США и Западной Европе много университетов, но в действительности престижными является лишь несколько из них: Гарвард, Кембридж, Оксфорд, Сорбонна, Йельский университет. Образование здесь дороже всего, но и качество знаний также считается наивысшим. Среди политической, финансовой и промышленной элиты стран Запада больше чем 80 процентов закончили именно эти учебные заведения.

Низшие же слои общества, выходцы из которых не могут не только получить престижное образование, но и высшее образование вообще, пользуются другими путями, чтобы подняться наверх. Да, среди населения США негры составляют 12 процентов, а в армии их больше чем 27 процентов. Это связано с тем, что Пентагон каждому человеку, который отбудет военную службу на протяжении 5 годов, помогает оплатить стоимость высшего образования. Негритянская молодежь из найбіднішіх слоев таким способом получает возможность получить высшее образование.

Семья, церковь, армия, школа является селекционными, тестирующими институциями, что в общем виде, предварительно определяют, к какой из главных казней попадет индивид. Дальше действуют кое-что тонкіші "фильтры" — профессиональные организации (если голоса нет, певцом не станешь, без красивых физических данных не будешь спортсменом и тому подобное). Этот самый фильтр располагает на разных ступеньках тех, кто уже попал к определенной казни. Например, исследования Американской ассоциации банкиров засвидетельствовали, что из 100 людей, которые занимались бизнесом и уже в 25 лет самостоятельно зарабатывали себе на жизнь, 14 человек через 20— ЗО лет существенно обогатились; 10 — стали достаточно обеспечены; 45 — достигли среднего уровня состояния и 31 — обеднели.

П.Сорокин утверждает, что, за исключением периодов анархии, в любом обществе социальная циркуляция индивидов и распределение их за казнями осуществляется не волею случая, а сурово регулируется разнообразными институциями. От качества труда этих институций зависит то, какими качествами владеет элита общества и его низшие классы, а также количественное соотношение "верхов" и "низов". Из-за этого любой политик, который стремится переустроить общество, особенное внимание должен обращать на проблему функционирования этих институций. Семья, церковь, школа — это не только образовательные механизмы, а прежде всего те, которые отбирают, распределяют людей за ступеньками иерархии.

 Люди находятся в постоянном движении, а общество – в развитии. Совокупность социальных перемещений людей в обществе, т. е. изменений их статуса, называется социальной мобильностью. Эта тема интересовала человечество с давних пор. Неожиданное возвышение человека или его внезапное падение – излюбленный сюжет народных сказок: хитроумный нищий вдруг становится богачом, бедный принц – королем, а трудолюбивая Золулшка выходит замуж за принца, повысив тем самым свой статус и престиж.

Однако история человечества складывается не столько из индивидуальных судеб, сколько из движения больших социальных групп. На смену земельной аристократии приходит финансовая буржуазия, малоквалифицированные профессии вытесняются из современного производства представителями так называемых белых воротничков – инженерами, программистами, операторами роботизированных комплексов. Войны и революции перекраивали социальную структуру общества, поднимая на вершину пирамиды одних и опуская других. Подобные изменения произошли в российском обществе после Октябрьской революции 1917 г. Происходят они и сегодня, когда на смену партийной элите приходит бизнес-элита.

Между восхождением и нисхождением существует известная асимметрия, все хотят подниматься и никто не хочет опускаться по социальной лестнице. Как правило, восхождение – явление добровольное, а нисхождение – принудительное.

Социальная мобильность – это обратная сторона проблемы неравенства между людьми. Мобильность выступает средством реализации возможностей человека и способом сдерживания недовольства населения. Поэтому при исследовании мобильности в центре внимания социологов становится, в конечном итоге, вопрос оо открытом обществе равных возможностей, в котором потенциально каждый человек имеет шансы подняться на самые высокие ступени социальной иерархии.

 При исследовании мобильности в центре внимания социологов становится вопрос об открытом обществе равных возможностей, в котором потенциально каждый человек имеет шансы подняться на самые высокие ступени социальной иерархии.

В открытом обществе должно существовать минимальное количество барьеров, сдерживающих продвижение вверх. Тот, кто добился нового социального статуса приобретает активную позицию, принимает новые стереотипы поведения и формы мировоззренческой ориентации. Ситуация аналогична, когда человек снижает свое социальное положение и приобретает новый заниженный статус. Тот, кто поднимается в высшую страту менее консервативен, чем ее постоянные представители. В то же время тот, кто переходит в нижестоящую страту, более консервативен, чем другие ее члены. Поэтому восходящая и нисходящая мобиль­ность является стабилизирующим фактором общества, способствует его динамизму.

Неординарные личности, ориентированные на достижения, есть во всех социальных слоях общества. Когда отсутствуют серьезные барьеры для социального продвижения, то можно ожидать активную социальную мобильность.

Один из самых главных барьеров социальной мобильности -это различия субкультур групп, организаций, различных уровней социальной стратификации. Так, ребенок из семьи творческой интеллигенции с меньшим успехом будет усваивать стандарты, помогающие ему впоследствии работать фермером или рабочим. Тоже самое можно сказать о стандартах, помогающих ему работать в качестве менеджера. Тем не менее в конечном итоге он может стать не только, например, актером или художником, как его родители, но и рабочим или управленцем..

Для продвижения из одного слоя в другой имеет значение «различие в стартовых возможностях». Поэтому распространенная точка зрения о том, что для достижения любых высот в обществе необходимо только трудиться и иметь способности, оказывается не всегда правильной.

 Исследования показывают, что обладатели высших статусов предпочитают для себя и своих детей высокие позиции, но и обладатели низких желают того же самого для себя и своих детей. Так вот и получается в человеческом обществе: все стремятся наверх и никто — вниз.

Следует рассматривать два вида социальной мобильности:

    горизонтальная мобильность как переход индивида от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне; например, переход индивида из одной семьи в другую, из одной религиозной группы в другую, изменение местожительства. Во всех этих случаях индивид не меняет социального слоя или социального статуса;

    вертикальная мобильность как переход индивида из одного социального слоя в другой; например, служебное повышение (профессиональная вертикальная мобильность); резкое улучшение благосостояния (экономическая вертикальная мобильность); переход на другой уровень власти (политическая вертикальная мобильность).

 Общество повышает статус одних, индивидов и понижает статус других. Люди, обладающие талантом и энергией должны вытеснять с высших статусов других, которые не обладают этими качествами. Поэтому, следует различать восходящую и нисходящую социальную мобильность, социальный подъем или социальное падение.

Восходящие направления профессиональной, экономической и политической мобильности существуют в формах:

   индивидуального подъема или инфильтрации индивидов из низшего слоя в высший;

   создания новых групп индивидов с включением их в высший слой наряду с существующими группами этого слоя или вместо них.

 Нисходящая мобильность существует как в форме выталкивания отдельных индивидов с высоких социальных статусов на более низкие, так и в форме понижения социальных статусов целой группы. Например, второй формой нисходящей мобильности стало падение социального статуса профессиональной группы инженеров, которая в свое время занимала высокие позиции в нашем обществе, или снижение статуса политической партии, утратившей реальную власть. По образному сравнению П. Сорокина, первый случай подобен падению человека с корабля; второй - это корабль, затонувший со всеми находящимися на борту.