Вторник, 28.01.2025, 05:24

Приветствую Вас Гость | RSS

     

22. Ян Амос Коменский 

У истоков педагогики как науки стоял чешский педагог Ян Амос Коменский, которому принадлежит немало трудов посвященных  воспитанию и обучению в школах.

Система школьного образования во времена Коменского находилась в плачевном состоянии, например, получать образование могли только лица мужского пола, хотя мальчиков, родившихся в бедных семьях, в школу не принимали. На школьных уроках в основном старались вбить в голову учеников латинские слова, фразы, конструкции. Почему? Потому что большинство школ в средние века находились под контролем Католической церкви, a церковные службы велись на латинском языке. Чтобы было из кого пополнять ряды священников, обучению латыни в школе предавалось большое значение. K тому же, педагоги не думали ни o целях обучения, ни o том, чтобы постепенно переходить от простых понятии к более сложным. Дисциплину поддерживали строго, иногда даже сурово, и нравственный климат в школе был ужасный.

Не удивительно, что шотландский просветитель Саймон Лори нaзывaл школы XVII века «абсолютно непродуманными» и «не интересными». Коменский выражался даже более резко. Он нaзывaл школы бойнями разума.

Коменский начал свою работу в школе с того, что разработал свою новую систему обучения латинскому языку.

Он составил учебник латинского языка, реформировал систему знаний. В Пришвенской школе Коменский впервые в Европе попытается ввести одинаковые по предметам обучение для мальчиков и девочек. Он вводит в практикум походы, игровые занятия. Но его новации казались слишком революционными.

Его перевели в Фульнек, где он разработал систему внеклассных занятий с учениками, продолжал дорабатывать свою латинскую  грамматику.

Первым трудом Яна Амоса Коменского бал «Чешская педагогика». В нем он кратко излагает свою педагогическую систему и формулирует основне принципы организации «новой школы». Сравнительно небольшая книга стала прообразом его основного сочинения «Великая дидактика», где дано теоретическое обоснование принципов, методов и форм обучения, которые стали основой классно-урочной системы.

В 1633 году напечатает на немецком языке свою следующую работу «Материнская школа», первый в европейской культуре свод правил воспитания маленьких детей. Книга «Материнская школа», была составлена, как пособие для матерей и нянь, воспитывающих детей дома.  По сути, ученый разработал основы современной организации яслей и детских садов.

Вслед за книгой «Материнская школа» на основе уроков Коменский создает школьный учебник «Открытая дверь языков». На странице были две параллельные колонки текста: один на чешском языке, a другой на латинском. Можно было сравнивать два языка, что существенно облегчало обучение. Исправленное издание этого пособия получила такое признание,  что со временем книга была переведена на 16 языков. В этой книге, он разрабатывает систему, состоявшую из 100 занятий. На каждом из них в игровой форме изучался определенный раздел грамматики или правило.

Учебник напечатан во многих европейских странах, имя Коменского становится известным во всем протестантском мире.

Самой известной, наверное, самой простой работой Коменского был «Мир чувственных вещей в картинках» - иллюстрированный учебник  для детей. Он так же стал  вехой в истории образования. В ХХ веке профессор педагогики Элвуд Кабберли сказал, что эта книга «не имела себе равной в Европе на протяжении 115 лет; и ею пользовались как учебником для начального обучения на протяжении 200 лет». Многие современные иллюстрированные учебники построены по принципу учебника Коменского, так как в них для обучения используются иллюстрации.

Осознав необходимость введения новой методики Коменский создает ряд учебников по различным дисциплинам. Самым популярным становится учебник по физики. Также понимая необходимость в введении новой методики Коменский разработал систему, которая делала обучение занимательным, не скучным. Он назвал свою образовательную систему «пампедией», что означает «универсальное воспитание». Целью Коменского было создание прогрессивной системы обучения, доступной всем. Он говорил, что детей нужно учить, Постепенно переходя от элементарных понятии к более сложным. Коменский также предлагал вести начальное обучение на родном языке, a не на латинском. Коменский писал, что метод обучения должен быть «во всем практически, во всем увлекательный и такой, чтобы благодаря ему, школа стала поистине игрой, прекрасной прелюдией ко всей жизни». Он так же был убежден, что школа должна сосредотачиваться на обучении не только ума, но и всей личности — она должна включать нравственное и духовное воспитание.

Его систематизированные педагогические методы – в том числе и использование наглядных пособий – применяются во всем мире.

 

Некоторые педагогические принципы Яна Амоса Коменского

Объем преподаваемого материала:

«yчитель должен учить не столько, сколько может, а сколько ученик может освоить».

Методы обучения:

«Хорошо учить означает помогать кому-либо быстро, c удовольствием и основательно усваивать знания»

«Способным учителем можно назвать того, кто знает, как терпеливо сносить невежество учеников, и кто успешно преодолевает это невежество»

«Учить означает просто показывать, в чем отличие одних вещей от других по назначению, форме, происхождению: кто хорошо различает, тот хорошо обучает»

Логическая связь:

«То, что не имеет смысла, не может быть ни понято, ни оценено, a следовательно, не может быть запомнено»

«Когда деталей не достаточно, почти  не  возможно понять или судить o материале в равной степени не возможно запомнить его»

Понимание:

«Понимание в большей степени является вопросом осознания, почему и как что-то связано c чем-то и до какой степени оно отличается от подобных ему вещей»

«Было хорошо сказано, что первый раз мы должны читать текст, чтобы познакомиться c его содержанием; второй раз, чтобы понять его; третий раз, чтобы запечатлеть его в своей памяти; четвертый раз мы должны повторить его про себя, чтобы проверить, хорошо ли усвоили его».